Понедельник, 2024-12-02, 6:39 AM
Приветствую Вас мимо проходил | RSS
Поиск по каталогу
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход
South-West_Team
Форма входа
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [12]

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 18

Статистика

Начало » Статьи » Мои статьи

Ваз 2111
Проект века

Поймите правильно: не в том смысле «величайший проект», это было бы нескромно. Просто мне кажется, что он находится в гармонии с наступившим цифровым столетием. Я его так и назвал: Проект «DigitalCar»

С этой машиной у меня связаны важные перемены в жизни: я окончил институт и обзавёлся замечательной семьёй из жены, дочки и удвоившегося числа родственников. Очень хотелось оснастить её тем, чем должна быть оснащена машина в XXI веке, причём хотелось «всё и сразу»: и мощный качественный звук, и видео во всех форматах, и TV, и... А ещё неплохо было бы добавить навигацию, современную связь и диагностику двигателя с перепрошивкой чипа. При неразумном, стандартном и общераспространённом подходе стоимость такой комплектации хорошо смотрелась бы в семейном бюджете не нефтяного магната на пенсии, а неженатого студента. Но, как оказалось, решение есть, причём для меня более реализуемое, чем для нефтяного магната.

Возникла идея создать установку на базе дешёвой, многофункциональной системы, которой является компьютер. К тому же он обладает изрядной надёжностью при установке и настройке человеком, который имеет дело с компьютерами каждый день на глубоком уровне «по долгу службы», а это как раз - про меня. Кроме того, кто же не хочет сделать не только самое лучшее, но и самое нестандартное? Здесь, правда, меня немного обошли, в «А3» несколько раз публиковались материалы о системах с ПК в качестве источника. Деятельность предшественников я изучил и укрепился в решимости всё продумать до мелочей и сделать качественнее, функциональнее и интереснее.

В подкрепление моего проекта я изучил зарубежные сайты на предмет аналогов подобных систем и понял, что попал в струю самого начала разработки «Цифровых автомобилей».

Уже весной 2005 года была готова первая версия системы: в качестве источника сигнала я решил взять полноценный ПК на базе Intel Celeron со встроенной звуковой и видеокартой, включённый через UPS, где в качестве аккумулятора выступала бортовая сеть автомобиля. С тех пор система многократно совершенствовалась и каждый раз наращивалась.

МОЗГ

«Мозг» цифрового автомобиля собран из ставшего ненужным системного блока с предостаточными для мобильных целей характеристиками: материнская плата Asus, процессор Intel Celeron 1000 MHz, ОЗУ 512 Мб, жесткий диск 80 Гб, видеокарта 64 Мб ATI Radeon 9500, TV/FM-тюнеры AVerMedia, Bluetooth-адаптер Toshiba, Wi-Fi-адаптер D-Link, GlobalSat GPS.

DVD/CD-привод Toshiba вынесен на место магнитолы в специально изготовленную переходную рамку DIN-5.25 slot, хотя считать его источником сигнала в аудиосистеме было бы некорректно, это - один из элементов интерфейса, а истинный источник - внешняя звуковая карта Creative Extigy. Она с помощью шины USB отнесена подальше от системного блока и поближе к усилителям в левом крыле машины. Питание материнской платы осуществляется в новой системе уже не через UPS, как раньше (слишком большие наводки и низкий КПД), а с помощью специального DC-DC-конвертора Mini-Box, выдающего полную стабилизированную раскладку ATX-питания из входных 12 В.

Самый заметный компонент системы - 14-дюймовый (!) TFT-монитор Proview PZ-456, это самая бюджетная модель с питанием от 12 В. Он пришёлся по вкусу и практичному водителю (мне) - ясная, крупная навигация и полноформатный доступ в Интернет и жене с дочкой - фильмы и любимые мелодии в дальних дорогах.

Большая часть комплектующих «мозга» собрана на фанерном подиуме, обтянутом карпетом. Подиум вольготно расположился в объёме правого крыла и не покусился на полезный объём багажника.

С жестким диском пришлось немного повозиться: это одна из немногих механических частей цифрового автомобиля, специально для него был сделан пружинный подвес, аналогичный тем, с помощью которых перевозят взрывоопасные грузы. Теперь и ему не страшны отечественные дороги.

Через адаптер K-Line «мозг» системы подключен к «мозгу» двигателя: компьютерная система получила возможность оперативной диагностики и управления прошивками управления впрыском по стандартной диагностической колодке.

УПРАВЛЕНИЕ

Компьютером можно управлять как с пультов ДУ Creative/AverMedia, так и привычным способом: в центральный тоннель вмонтирована сенсорная панель («тачпад»), а на случай, если захочется побродить по Интернету, набрать адрес в навигационной программе или напечатать текст, в солнцезащитный козырёк водителя встроена клавиатура с подсветкой. Часть этой статьи была написана, пока я был в машине, а машина стояла в пробке.

Перспектива ещё большего упрощения работы с системой не за горами: вскоре этот монитор сменит немного меньший его собрат с сенсорным управлением и USB-интерфейсом. На мой взгляд, для автомобильных мультимедиа-систем вообще нет ничего удобней сенсорного монитора: никаких неудобств даже в движении.

Камера заднего вида KT&C KPC-190, предназначенная для систем видеонаблюдения, расположилась в накладке пятой двери: и парковаться можно комфортно, и на видео записать, если вдруг турецкая разведка на хвосте... Подключена камера через НЧ-вход TV-тюнера и программно выводится на экран при включении задней передачи.

Wi-Fi-адаптер D-Link Air-G-Plus расположился под глухим, тонированным практически «в ноль» задним боковым стеклом. Теперь можно спокойно и комфортно выходить в Интернет, находясь на центральных улицах столицы, рядом с каким-нибудь кафе, где есть точка доступа. Ещё адаптер помогает синхронизировать домашнюю и автомобильную библиотеки мультимедиа-файлов прямо со стоянки у подъезда.

GPS-приёмник GlobalSat BU-353 установлен в заднем спойлере - место отличное с точки зрения обзора небосвода, а скрытность установки стопроцентная.

ЗВУК

Усилители на фронт, тыл и саб выбраны фирмы Alpine прошлой серии V-Power. На фронт и тыл работает четырёхканальник MRP-F240, а 2-омным сабвуфером заправляет цифровой моноблок MRP-M350. Оба усилителя, конденсатор и пассивные кроссоверы собраны на фанерном подиуме в объёме левого крыла и подсвечены красной светодиодной полоской от стоп-сигнала. Рядом с усилительным хозяйством и «истинный источник» - звуковая карта Extigy. Межблочники взяты из топовых серий Luxmann, при их минимальной длине о наводках в системе говорить не приходится.

Акустика фронта состоит из 2-компонентного комплекта Alpine SPS-171A. Подиумы мидбасов из МДФ закреплены на дверном металле через проставки из того же материала, поверх перетянутых карпетом дверных обшивок. Пищалки размещены классически, в нижней трети передних стоек, и оставлены в варианте, позволяющем поворачивать их в установочных чашках (вращаются хозяином до сих пор). Задняя акустика (в девичестве - передняя) тоже двухкомпонентная, JBL GTO6506Ce. Правда, здесь твитеры, в отличие от фронтальных, всего лишь выведены из акустической тени и размещены чуть выше коленей задних пассажиров. Перемещение комплекта JBL в тыл было обусловлено «колкостью» твитеров с титановыми мембранами, предпочтение было отдано шёлку. Мидбасы тыла закреплены на проставках из МДФ.

Настройка кроссоверов в усилителях выбрана такая: фронт и тыл играют до 80 Гц, 12 дБ/окт., а саб в ЗЯ, не ограниченный сабсоником, ограничен сверху на частоте 65 Гц, 12 дБ/окт. Иногда возникает желание «поиграть» с фронтальным басом: отключаются кроссоверы фронта и тыла, и полоса режется внутри звуковой карты на 70 Гц, 24 дБ/окт.

В режиме «аудиофильского» стерео (включаемом программно) остаются только штатные кроссоверы. Бас-бусты отключены принципиально: хотелось получить мягкий, обволакивающий бас в одних композициях или энергию и панч - в других, а это гораздо лучше получается делать программным эквалайзером.

Подиумы пищалок на стойках отформованы из автопластилина, затем выровнены шпатлёвкой со стекловолокном и обтянуты светлым карпетом.

Насмотревшись на профессиональные инсталляции и немного «воспитав вкус», решил оформить «бельэтаж» для основных компонентов системы, разместившихся в багажном отсеке, «с нуля». Цвет ночного декора - светодиодной подсветки - решил сделать красным, а все компоненты разместить так, чтобы внешность их можно было изучить без покушения на обшивку и лишний раз не дёргая за ручки.

День, потом ночь и ещё раз день (около 30 часов) в гараже у друга без перерывов на посторонние занятия были отданы на раскройку и распилку поверхностей нового рельефа багажника. Затем детали подгонялись, сажались на петли и оформлялись окнами из натурального стекла, бронированного плёнкой.

В первой модификации моей системы НЧ-звеном выступал корпусной саб Alpine SBS-1241BR в фазоинверторном оформлении. «Не просто громкий, а очень громкий» саб (это из теста в «АЗ» №9/2003), рассчитанный на энергичные стили музыки, сильно возбуждал своим зычным голосом всевозможные салонные деталюшечки. После шумоизоляции «подпевки» прекратились, но звук стал казаться навязчивым, к тому же очевидна разница в чувствительности с фронтом: на небольшой громкости акустика «отставала» от бойкого «коллеги», на большой - входила во вкус, тогда как саб уже «захлёбывался» и злоупотреблял надрывной хрипотцой.

Одним из решающих факторов, склонивших меня к покупке нового Alpine SWS-1242D, явилось изучение сравнительных тестов в «АЗ» №6/2005, в которых этот саб вышел победителем. Ящик решил делать сам, придерживаясь рекомендаций «АЗ» в том же тесте. Трапециевидная форма корпуса вполне устраивала и удовлетворяла потребности по части как возвышенных (музыкальных) материй, так и чисто бытовых - шмотки и мебель на дачу возить приходится часто, и саб должен при необходимости легко извлекаться из багажника.

В качестве материала для корпуса саба решил использовать МДФ. Плюс ко всем характеристикам по жёсткости и плотности с листами МДФ очень приятно работать: аккуратные распилы получаются даже при использовании электролобзика с крупным полотном, который, как известно, любит «приукрасить» распил фанеры или ДСП. Брал листы толщиной 12 мм, которые склеивал между собой «жидкими гвоздями», подгоняя «в шип» «лесенкой» по торцам в три слоя.

В итоге сэндвич всех стенок получился более чем вкусным - 40 мм толщиной, с тонкими прослойками эластичного полимеризовавшегося клея, нашпигованный двумя килограммами саморезов. Как я и ожидал, ящик вышел отчаянно глухим на простукивание, что не могло не порадовать. Баллончик антигравия «BODY» закрепил достигнутый результат в основном психологически. Измеренный объём совпал с расчётным: 12 трёхлитровых банок воды заполнили мусорный пакет, помещённый внутрь.

Оформление сабвуферной коробки решил сделать запоминающимся: аквариум, состоящий из плексигласового окна на задней стенке, зеркала на нижней и, конечно же, хозяина басового помещения - динамика, обращённого в аквариум обрезиненным магнитом и подсвеченного 20 светодиодами. Гравировка, обыгрывающая инициалы автора и его ник в сети Интернет разместилась на прозрачной стенке 12 мм толщиной и остановила на себе взгляды 11 мощных красноглазых светодиодов. Выводы всех проводов из ящика сделаны через специальную «чашку» с винтовыми разъёмами. Стенки изнутри оклеены акустическим поролоном, «убивающим» внутренние переотражения, после чего объём ящика наконец был замкнут верхней крышкой и после оклейки карпетом собственно динамиком. Зазвучал саб поначалу не очень, и только разминка с последующим разворотом диффузором в сторону пятой двери позволили ощутить его работу всем телом.

ИТОГО

«Итого» системы - предмет моей гордости. При практически неограниченных возможностях по стоимости составляющих она получилась вполне бюджетной. Что же касается концепции «Цифрового автомобиля 2111», отрадно, что она совпадает с позицией очень многих умных людей как на просторах нашей родины, так и в Европе и Америке. За прошедшие два года программисты разных стран сваяли около десятка достойных программ-интерфейсов управления (фронт-эндов), к примеру, FrodoPlayer, ICT, MediaEngine, Centrafuse, я до них до всех ещё доберусь... Но об этом уже в











Категория: Мои статьи | Добавил: No_gOOd (2007-01-31)
Просмотров: 737 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2006
Сайт управляется системой uCoz